Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сущность потребительского рынка проявляется в его основных экономических функциях. Потребительский рынок выполняет регулирующие, стимулирующие, посреднические, контролирующие, ценообразующие, информационные, экономические, социальные и другие функции. Потребительский рынок состоит из трех основных элементов - продовольственного рынка, рынка непродовольственных товаров и рынка платных услуг, которые, взаимодействуя друг с другом, удовлетворяют потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики региона.
Региональный потребительский рынок можно рассматривать, с одной стороны, как часть общего регионального рынка (или товарного рынка), а с другой - как часть общего потребительского рынка страны. Важной особенностью регионального потребительского рынка является то, что он представляет собой открытую систему, которая реагирует на внутреннюю и внешнюю политическую и социально-экономическую ситуацию в зависимости от межрегионального движения капитала, товаров и рабочей силы. миграционное движение. Это открытая система, которая реагирует на внутреннюю и внешнюю политическую и социально-экономическую ситуацию в зависимости от межрегиональной миграции капитала, товаров и рабочей силы. Характер и уровень развития потребительского рынка в регионах зависят от многих факторов, в том числе природно-климатических, социально-экономических, технико-экономических, организационных, социокультурных и других. Согласно результатам исследования, наиболее важными из них являются: численность и структура населения; уровень и динамика доходов населения; инфляция; уровень развития и динамика производства; степень вовлеченности субъекта Федерации в межрегиональное и международное разделение труда и его интеграция в мировую экономику; состояние транспортной инфраструктуры, денежно-кредитной системы, рынка труда, торговой инфраструктуры, логистики, заготовок; государственное регулирование потребительского рынка. Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг - это система экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государственными органами с целью улучшения деятельности экономических субъектов на всех этапах развития рынка, основанных на балансе интересов всех участников рынка. Государственное регулирование потребительского рынка осуществляется в различных формах. По уровням иерархии он делится на федеральный и субфедеральный; по направлению воздействия на объект управления-на отраслевое (функциональное) и территориальное управление; по срокам выполнения управленческих решений он может быть оперативным, стратегическим и тактическим.
Целью заявленного исследования является анализ государственного регулирования потребительского рынка. Задачи работы обусловлены поставленной целью:
- изучить сущность потребительского рынка;
- рассмотреть особенности государственного регулирования потребительского рынка;
- провести анализ социально-экономического развития МО г. Екатеринбург;
- проанализировать особенности государственного регулирования потребительского рынка г. Екатеринбурга;
- разработать направления совершенствования организации системы государственного регулирования потребительского рынка
Объектом исследования является МО г. Екатеринбург.
Предмет исследования: система государственного регулирования потребительского рынка.
Теоретическая основа исследования представлена учебной, научной литературой, а также материалами периодической печати по теме исследования. Тема исследования находит отражение в работах таких авторов, как: Аврамчикова Н. Т. [5], Багян Г. А. [6], Барабашев А. Г. [7], Борщевский Г. А. [9] и др.
Методы исследования: анализ, синтез.
Информационной базой исследования выступают статистические данные Росстата.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1.1 СУЩНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Потребительский рынок - это совокупность отдельных лиц и семей, которые покупают товары и услуги для личного потребления, это сфера и сущность отношений между объектами и субъектами рынка, возникающих в процессе реализации продукта для личного потребления. Потребительский рынок является важной структурообразующей составляющей воспроизводственного процесса экономики, обеспечивает движение товарных потоков и замыкает процесс воспроизводства. Он связан со всеми элементами рынка. Потребительский рынок отражает все изменения, как положительные, так и отрицательные, не только в производстве потребительских товаров, но и в производстве средств производства. Развитие потребительского рынка отражает состояние экономики страны и эффективность всей экономической системы. Потребительский рынок часто определяется как механизм, который объединяет продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг [13].
Потребительский рынок - это система экономических отношений, охватывающих всю совокупность актов купли-продажи потребительских товаров и услуг, используемых для личного и общественного потребления в обмен на денежные доходы населения и для коллективных потребителей, обусловленных общественным разделением труда. Потребительский рынок - это место, где товары и услуги приобретаются для конечного потребления, является показателем возникающих потребностей людей и возможностей их удовлетворения. Эффективность проявляется в соотношении полученного эффекта с затраченными материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Количественное выражение эффективности может быть получено путем расчета эффективности использования ресурсов, затрат, результатов и обобщенных показателей. Таким образом, потребительский рынок - это система экономических, социально-психологических и других отношений между субъектами и участниками рынка. Рынки характеризуются массовым потреблением, конкуренцией и децентрализованной структурой
Основным элементом потребительского рынка является продукт. К. Маркс: «товар - это предмет, который по свойствам удовлетворяет потребности. Товар должен обладать полезными свойствами, стоимостью и доступом. Именно удовлетворение потребностей ставит продукт на 1-е место. В то же время, когда продукт появляется на рынке, на него возникает спрос. Спрос представляет собой количество товаров на рынке, которые покупатели хотели бы приобрести по определенной цене, а предложение - это совокупность всех предложений товаров по разным ценам». Количество предложения может быть определено как количество товара по определенной цене.
Как правило, существует прямая зависимость между уровнем цен и количеством предлагаемых товаров. Рост цен приводит к получению прибыли, что расширяет производство и увеличивает предложение на рынке. предложение на рынке характеризуется большой номенклатурой и ассортиментом, который нуждается в обновлении и расширении. Формирование спроса на рынке избирательно и изменчиво. Когда спрос и предложение сталкиваются, возникает конкуренция.
Конъюнктура - это совокупность условий, складывающихся на рынке в каждый данный момент времени, в которых происходит процесс продажи и покупки товаров. Анализ экономической ситуации предполагает изучение макроэкономических показателей, определяющих формирование спроса населения, предложение потребительских товаров и их цены, которые являются результатом спроса и предложения, представленных на рынке [10].
Возможный объем продаж, определяемый объемом закупок организаций и учреждений при текущем уровне розничных цен и имеющемся ассортименте товаров, может быть определен с учетом емкости внутреннего и потребительского рынков. На емкость рынка влияет уровень развития производства. Перспективы его роста, размер и динамика закупочных фондов, изменение численности занятых, уровень тарифов на услуги, динамика цен.
Материально-техническая база функционирования потребительского рынка формируется рынком средств производства, и спрос на большинство промышленных товаров также влияет на емкость потребительского рынка. Потребительский рынок является важным поставщиком информации. Информационный рынок становится важным фактором формирования инфраструктуры потребительского рынка, предоставляя данные о количественных и качественных характеристиках спроса, тенденциях изменения производства и потребления, тенденциях изменения денежных доходов [18].
Можно выделить основные конструктивные особенности системы потребительского рынка:
- имеет системный характер;
- обмен;
- сфера экономических отношений;
- включение психологических факторов;
- доступность продавца;
- личное потребление.
Потребительский рынок тесно связан с другими типами рынков: рынком средств производства, финансовым рынком, рынком услуг, технологий, рынком интеллектуальной собственности и информации, рынком рабочей силы и недвижимостью.
Для устойчивого развития страны необходимо состояние рынка потребительских товаров, характеризующееся положительной динамикой, хорошим балансом спроса и предложения по объему и структуре. Обеспечение баланса – это процесс, который требует взаимосвязанной совокупности действий всех участников рынка. Торговля – это особая форма обмена, которая заключается в товарных отношениях и характеризует экономические отношения между производителем, продавцом и покупателем, в результате чего один продукт отчуждается и заменяется другим по эквивалентной стоимости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области».
3. Постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2019 № 164-ПП «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области».
4. Решение Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 № 7/32 «Об утверждении Положения «Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования».
5. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
6. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
7. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
8. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
9. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
10. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
11. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
12. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
13. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
14. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
15. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
16. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
17. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
18. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
19. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
20. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
21. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
22. Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 405 с.
23. Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М. В. Зелинская // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2020 года / под редакцией: Кузьминой В.М.. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.
24. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
25. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении : монография / Е. Г. Иншакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
26. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами : учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.